Некоторым интересно, почему Бог требует Себе поклонения. Неужели из-за того, что человек не поклоняется Богу, то он идёт в ад. Разве может так поступать любящий Бог? Не понимая глубины поклонения Богу, люди могут сделать неправильные выводы о Нём. В книге Откровения мы читаем, что будем поклоняться Ему вечно. Не наскучит ли это нам?
Поклонение – это не акт долга или насилия над собой, а благодарность от всего сердца за То, Кем является Бог и за то, что Он всё сотворил, включая и меня. Мы не задаёмся вопросом зачем благодарить родителей. Мы их благодарим, потому что наше сердце расположенно выражать эту благодарность. Мы родителей не выбирали. Мы даже просто благодарны за то, что они у нас есть и вырастили нас.
Когда люди являются фанатами известных кинозвёзд, они теряют свою идентичность, полностью подражая идентичности другого человека. Это становится одержимостью. Но насколько истинным и оправданным выглядит поклонение Богу?
Проблема с подобным утверждением кроется в том, что мы рассматриваем поклонение или восхищение кем-либо или чем-либо в отношении людей или предметов. Поэтому мы приходим к заключению, что такое поклонение является чем-то неправильным. И это правда. Библия говорит, что каждый человек создан по образу и подобию Божию, и в этом смысле расценивается равным, независимо от цвета кожи, национальности или этнической принадлежности и даже положения в обществе.
Однако, Бог – Совершенный и Творец всего. Бог заслуживает поклонения. Это можно сравнить с тем, как учёный заслуживает награды за достигнутые успехи в науке или пожилой человек достоин уважения.
Другой вопрос, если Бог смирён и кроток, Ему тогда не понадобится поклонение, даже если Он этого заслуживает. Даже если Библия говорит нам, что нам следует поклоняться Богу, это совсем не означает, что Он в этом нуждается, так как Он Самодостаточен и Он есть Сущий. Об этом свидетельствует следующее место Писания: “Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и НЕ ТРЕБУЕТ СЛУЖЕНИЯ РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, КАК БЫ ИМЕЮЩИЙ В ЧЁМ-ЛИБО НУЖДУ, Сам даруя всему жизнь и дыхание и всё (Деян. 17:24-25). Любое понимание о том, что Бог нуждается в нашем поклонении небиблейское и ошибочное.
Желает ли Бог нашего поклонения? Определённо да! “… воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его” (1-е Паралипоменон 16:29). В Евангелии от Иоанна 4:23 наш Господь Иисус Христос сказал такие слова: “Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине” (Иоан. 4:23-24). У этой самарянки, с которой говорил Иисус у колодца, было иное представление о поклонении. Именно таким образом сегодня выглядит наше узкое понимание поклонения. Апостол Павел в послании к Римлянам 12:1 пишет: “Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего”. Во-первых, Павел использует слово “умоляю”. И не зря, так как нам присуще отходить от истины в любы духовных вопросах. Именно поэтому с течением времени это становится всего лишь обрядами и ничего незначащими словами. В английском же переводе Библии вместо слово “служения” стоит слово “поклонение”. В греческом подлиннике употреблено слово “латрейя”, что означает “служение священного поклонения” или “любое служение Богу”. Поэтому оба варианта перевода являются правильными. Так значит, в первую очередь, Бог рассматривает поклонение как жертву наших тел, чтобы мы разумно служили Ему. Это означает пожертвовать своим “Я” ради Того, Кто знает лучше, что нам необходимо, так как Он есть Творец.
Является ли это высокомерным актом желать поклонения? Вовсе нет. Высокомерие включает в себя напыщенное чувство самодовольства. Совершенному Богу не нужно прибегать к таким приёмам, Он есть Кто Он есть и Он знает насколько безмерно Его величие. Поэтому, вместо того, чтобы желать Себе поклонения из-за высокомерности, Он знает, что только поклонение Ему может нас наполнить смыслом и удовлетворить нас, даровав мир, радость и покой. Мы были созданы для отношений с Богом, а поклонение – это желание выразить благодарность Тому, по чьей воле всё существует. Он желает нам блага, как искренно любящие супруги желают блага друг другу. Именно поэтому “Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас ВОЗДЫХАНИЯМИ НЕИЗРЕЧЕННЫМИ” (Рим. 8:26), т.е. само наше существо стремится к Тому, Кто даровал всему цель и смысл, а иначе мы беспокойны в своих тщетных поисках своего. Мы бунтуем против Того, Кто дарует нам жизнь с избытком. Таким образом, поклонение – это естественный ответ на то, Кем является Бог. Бог не Тот, Кто ищет внимания, а Он есть Сущий или Он есть Тот, Кто Он есть. Мы не можем себе придумать такого бога, которому бы нам было выгодно поклоняться, ставя свои мечты, идеалы и желания на первый план, якобы мы являемся богами, а Он подчинён нам. Наоборот, Он есть Тот, Кем всё существует.
Почему нам не нравится поклонение? Потому что люди не знают как поклоняться в духе и истине. Всё, к чему свели поклонение – это пение, общая молитва и присутствие в церкви. А в некоторых церквях даже финансовые пожертвования. Неудивительно, почему сегодня тратятся колоссальные суммы денег на музыкальное оборудование. Люди потеряли дух и истину поклонения, а значит пытаются заполнить эту пустоту чем-то другим. Однако это не приносит им никакой духовной пользы. Поэтому Писание призывает народ Божий: “Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое своё за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком” (Ис. 55:1-2).
Не музыка делает наше поклонение особенным, и никогда нас просят пожать руку соседу во время Богослужения. Ведь когда кого-то просят что-то сделать, этот недобровольный акт превращается в некий обряд, где не участвует сердце. Настоящее желание – это когда мы проявляем инициативу. Всему есть время и случай. Мы не можем людям показывать фальш и маски, и этому не стоит учить. Или же, когда мы громко вслух молимся, это не приближает к Богу или делает нас более духовными. Наоборот, так делали фарисеи, которые бы хотели в глазах людей выглядеть духовными. Отец Небесный ценит то в тайне и воздаёт явно. Конечно, это не означает, что нам не нужно вслух молиться, но научиться делать это искренно и тогда, когда к этому побуждает сердце, чистое сердце. И конечно же, часть нашего поклонения состоит из общецерковного поклонения, но это всего лишь малая часть того поклонения, которого желает Господь. Поклонение – это, прежде всего, смиренное посвящение всей нашей жизни Ему. И все наши молитвы, чтение Библии, пение, финансовые пожертвования, служение другим, стремление жить святой жизнью, подобной Христу, и посещение церкви должны исходить из самого сердца, и всё это должно быть основано на близких отношениях с Господом.
Итак, в поклонение должен быть задействован дух и должна быть истина. А иначе это безжизненное и лживое театральное представление. Дух и истина обязательно проявляют чувства и эмоции, но не красивый громкий спектакль с натянутыми улыбками. Искусственная подделка присутствия в людях Духа Божьего ощущается любым честным и искренним человеком. Поэтому эмоции без истины приводят к странному поведению и проявлениям, делая поклонение поверхностным, но создающим только лишь духовную видимость. Если чувства и эмоции исходят от глубоких отношений с Богом и любви к учению Слова Божьего, то это и есть истинное поклонение. Поклонение – это не воскресное мероприятие, это образ твоей жизни. В духе означает, что это поклонение происходит не по плоти. К сожалению, очень часто это выглядит наоборот. Сегодня больше и больше людей поклоняются плотью, а не духом. Поэтому, если мы ищем плотского – это лишь свидетельствует о нашей гордости. Плотские люди не хотят поклоняться или склоняться перед кем-то, так как это лишает их возможности служить собственному “Я”.
Итак, Бог не нуждается в поклонении, но ищет Себе поклонников в духе и истине, так как знает, что это наполнит человека смыслом и удовлетворённостью. Вода, которую даёт Он никогда не вызовет в тебе жажду к иному.
Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Иоан. 7:37). Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную (Иоан. 4:14).
Максим Волков во Христе