ЕСТЬ ЛИ У АНГЕЛОВ ИЕРАРХИЯ?

December 30, 2023
Читая Библию, иногда нас раздирает любопытство от того, как выглядел Эдемский Сад и первый мир, как выглядит духовный мир и какие там обитают существа.
Хоть мы и встречаем различные названия небожителей в Библии, наверняка мы не знаем, существует ли среди ангелов иерархия, а если и так, то не можем сказать какова она в точности.
Например, слово «Серафимы» с иврита переводятся как «пылающий, огненный». Из Библии мы знаем, что это небесные шестикрылые существа: ”Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!“ (Исаии‬ ‭6‬:‭2‬-‭3‬)
Другие крылатые небесные существа называются херувимами. Этимология (происхождение) этого слова спорна. Основываясь на некоторых местах Писания, можно прийти к выводу, что Серафимы и херувимы являются самыми близкими к Богу.
После того, как Адам и Ева были изгнаны из Эдемского Сада, именно Херувим с пламенным мечом был поставлен охранять вход в это райское место (Быт. 3:24).
Вылитые из золота два херувима сделаны на обоих концах крышки Ковчега Завета (Исх. 25:18-20). Согласно 2-ой книги Царств 22:11, Господь ”воссел на херувимов, и полетел, и понёсся на крыльях ветра …”.
В книге пророка Иезекииля есть ещё такое их описание: ”И у каждого из животных четыре лица: первое лице — лице Херувимово, второе лице — лице человеческое, третье лице львиное и четвертое лице орлиное. Херувимы поднялись. Это были те же животные, которых видел я при реке Ховаре.”  (Иезекииля‬ ‭10‬:‭14‬-‭15‬)
Архангел Михаил известен, как борец, который со своими ангелами  воевал с дьяволом и третью частью ангелов, последовавшими за ним (Откр. 12:7). Также у пророка Даниила он упоминается как один из князей (Дан. 10:13, 21; 12:1).
Помимо Михаила, по имени также называется ангел Гавриил, возвестивший Марии о том, что через неё в этот мир родится наш Спаситель Иисус Христос (Лук. 1:26-27). Даниил говорит о нём, как о муже, вразумляющем его (Дан. 9:21-22). Хоть ангелы – духовные существа, это свидетельствует о том, что они могут принимать человеческую форму.
По отношению к человеку Писание говорит: ”Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих,“ (Евреям‬ ‭2‬:‭5‬-‭7‬). Это цитата из книги Псалтирь 8:6-7. Отсюда мы видим, что ангелы немного выше людей, однако желают вникнуть в тайну искупления, как это понимаем мы: ”Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.”  (1-е Петра‬ ‭1‬:‭12‬).
Существуют ли ангелы-хранители? Это предположение строится на основании следующего места Писания: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.“ (Матфея‬ ‭18‬:‭10‬). Звучит так, как будто над каждым человеком стоит ангел.
Я думаю, Господь не дал нам ясности по поводу иерархии ангелов по двум причинам: это бы привело человека к почитанию и поклонению ангелов наряду с Богом, что ангел, которого видел апостол Иоанн, запретил, сказав: “… смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись” (Откровение 19‬:‭10‬), либо человек бы начал вникать в то, что отвлекает от главного – следования за Господом.
Хоть нам и любопытно узнать больше о духовной реальности, следует ли нам чрезмерно увлекаться ей? Во времена апостола Павла уже были такие люди, как гностики, искавшие нечто сверхъестественное и мистическое, пытаясь вникнуть в духовный мир. Однако Павел предупреждал о таких, говоря: “Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой всё тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растёт возрастом Божиим.”  (Колоссянам‬ ‭2‬:‭18‬-‭19‬). Павел подчёркивает, что нет необходимости знать всё о духовном мире.
Ирония здесь заключается в том, что гностики не только смешивали христианство с философией и мифами (мирскими понятиями того времени), но и считали себя особенно духовными, в то время, как Павел видел в них плотское.
Интересно, что времена меняются, а отголоски прошлого проявляют себя и сегодня, когда те, кто больше всего претендуют на особые отношения с Духом Святым, на самом деле зачастую надмеваются своим плотским умом.
Да пребудет с нами Господь и хранит нас от зла!
Макс Волков во Христе
SHARE THIS STORY